Новости
« НазадСтуки при трогании с места – явление достаточно распространенное. Особенно – у «возрастных» машин. Природа их возникновения может быть совершенно разной, но есть ряд типичных неисправностей, которые легко разбить на подгруппы и понять, что именно не так в автомобиле.
Подвеска и рулевое управление
В подвеске и рулевом управлении автомобиля много деталей с резинометаллическими соединениями, шарнирами и другими частями, подверженными износу. В процессе эксплуатации – особенно в регионах с плохими дорогами – механический износ приводит к разрушению конструкции и люфту.
Глухие стуки могут возникать при износе сайлентблоков или шаровых опор в рычагах подвески, причем эти стуки будут явно слышны и при проезде различных неровностей. Неисправность верхних опорных подшипников передних стоек также может выражаться в стуках.
Впрочем, опорные подшипники можно диагностировать и при повороте руля на месте. Источником нестандартных звуков может оказаться и рулевая рейка (или тяги и наконечники), но тогда стуки будут отдаваться в руль небольшими «толчками».
Опоры двигателя или коробки передач
У любителей резких стартов могут возникнуть проблемы с опорами силового агрегата. В их конструкции также используется резина, которая со временем теряет эластичность и рвется (это же касается и гидравлических опор). В итоге – стуки при трогании с места, которые отчетливо передаются на кузов.
Трансмиссия
Здесь стук может быть, например, при люфте в механизме сцепления, а сами приводы, ШРУСы (шарниры равных угловых скоростей) или непосредственно коробка передач обычно проявляют себя в скрежете, гуле и треске. Например, «стрекот» спереди при повороте руля – это почти всегда неисправный ШРУС. Хруст при переключениях передач намекает, что стало плохо синхронизаторам, а повышенный шум при движении свидетельствует об износе подшипников или зубчатых колес.
У автомобилей с карданным валом стучать может изношенная крестовина (с характерным «звонким» ударом, а любителей «подрифтить» поджидает неприятный сюрприз в виде порвавшегося резиновой демпферной муфтой.
Износ осей сателлитов и шестерен дифференциала также приводит к стуку при трогании с места. Если автомобиль – переднеприводный, то он будет слышен спереди, если дифференциал стоит сзади, то, соответственно, стук будет различим в районе задних колес.
Неисправности автоматических коробок обычно сопровождаются не только стуками, но и грубыми переключениями, рывками. Например, из-за износа шкивов или ремня/цепи вариатора или недостаточного уровня масла (и его неправильного выбора) в «классическом» автомате.
Выпускная система
Да, стучать может и «выхлоп»! Изношенные опоры двигателя приводят к более сильным перемещениям силового агрегата, поэтому труба может касаться кузова. Впрочем, самой характерной для российских дорог причиной обычно является отгнившее крепление – кронштейны не слишком стойко сопротивляются соли или реагентам.
Другие причины
Есть и иные источники стука при начале движения – открутившаяся защита картера, незакрученные болты или гайки крепления колес, болтающаяся в тормозном суппорте накладка. Некоторые водители настораживаются даже когда в багажнике катается и бьется о стенки незакрепленный груз.
Что делать, если в машине что-то стучит?
В первую очередь – проверить затяжку колесных болтов или гаек, заглянуть под днище на предмет «отвалившегося» выхлопа или защиты картера двигателя. А при наличии вышеописанных симптомов лучше заехать на сервисную станцию, чтобы машину осмотрели на подъемнике.
Главное – долго не тянуть, потому что люфт в подвеске, рулевом управлении, трансмиссии или опорах силового агрегата не только влияет на безопасность движения, но и в дальнейшем будет прогрессировать, что приведет к повышенному износу смежных деталей. И в результате ремонт окажется сложнее и дороже. Особенно это касается тех случаев, когда стуки сопровождаются другими неприятностями – грубой работой коробки передач или повышенным шумом при движении.